Что такое НДС

Автор: , 03 Сен 2013

В этой статье  расскажу про НДС в Республике Казахстан в самом упрощенном виде, для общего понимания, для руководителей и бухгалтеров малого и среднего бизнеса, ИП и ТОО. Те предприятия, чья деятельность включает обороты, облагаемые и освобожденные; импорт-экспорт; нерезидентов; нулевую ставку; структурные подразделения; раздельный метод учета НДС; корректировки оборота; неразрешенный зачет и другие нюансы по НДС – лучше обращаться к услугам опытных бухгалтеров и аудиторов лично и получать консультации индивидуально.

НДС — налог на добавленную стоимость — это очень интересный налог, подлежащий уплате в бюджет как разница между вашим начисленным и уплаченным (относимым в зачет) НДС.

Начисленный НДС – включен в ваши цены, по которым вы реализуете свои товары, работы, услуги. Вы все видели в фискальном чеке НДС, выделенный отдельной строкой, но вы не платили его в супермаркетах дополнительно, вы купили товар по цене, включающей НДС.

Ставка НДС в Республике Казахстан — 12%.

В бухучете начисленный НДС учитывается по кредиту счета 3130 НДС:

Дт 1210 Покупатель  Кт 6010 Доход от реализации               1 100 000 тенге

Дт 1210 Покупатель  Кт3130 НДС (12%)                                   132 000 тенге

Дт 1010 Касса 1030 Банк  Кт 1210 Покупатель                       1 232 000 тенге

Покупатель должен вам уплатить, например, 1232000 тенге. Можете вычислить сумму НДС в том числе: 1232000/112х12=132000 тенге. Или сумму без НДС: 1232000/112х100=1100000 тенге. На практике вам не нужно считать это вручную, все посчитает 1С. Но понимание взаимосвязи, что откуда берется, поможет в работе.

Из общей суммы 1232000 ваш доход составит 1100000 тенге, а сумма 132000 по кредиту счета 3130 – это НДС, подлежащий уплате.

Уплаченный НДС — вы купили, т.е. уплатили вашим поставщикам товаров, услуг, берете в зачет, учет ведете по дебету счета 1420 НДС:

Дт 1330 Товары 7211 Адм.Расходы  Кт3310 Поставщик             50 000 тенге

Дт 1420 НДС (12%)  Кт 3310 Поставщик                                        6 000 тенге

Дт 3310 Поставщик  Кт 1010 Касса 1030 Банк                            56 000 тенге

Видно, что ваши расходы по Дт 7211 равны 50000 тенге, а не 56000 тенге, хоть и уплатили вы 56000 тенге. А 6000 тенге не ваши, это сумма НДС, которая транзитом проходит через вас. Ваш начисленный НДС в сумме 132000 тенге, который по Кт 3130, тоже чей-то зачетный НДС, ваш Покупатель возьмет его в зачет.

Срок уплаты и сдачи налоговой декларации по НДС – квартал. По итогам квартала сравниваете Дт 1420 и Кт 3130, если больше Кт 3130, только эту разницу нужно уплатить в бюджет. В нашем примере 132000 тенге минус 6000 тенге составит 126000 тенге к уплате.

Бывает, что Дт 1420 больше чем Кт 3130 – тогда платить ничего не надо. Сумму превышения НДС будете учитывать в дальнейшем, засчитаете в счет будущих платежей, а пока это ваша переплата по НДС.

В конце квартала сальдо оставляете только по одному из счетов учета НДС Дт 1420 или Кт 3130, просто перекрываете их между собой. После такой проводки по кредиту счета 3130 как раз увидите сумму к уплате 126000 тенге.

Дт 3130 НДС  Кт 1420 НДС                                     6 000 тенге

Дт 3130 НДС  Кт 1030 Банк                                126 000 тенге

А теперь соберите суммы по всем проводкам по Дт и Кт счетов 1420 и 3130 и получите сальдо ноль по каждому из них.

         Счет 1420

    Дт                          Кт

  6 000                    6 000

        Счет 3130

       Дт                    Кт

  6 000             132 000

126 000

Конечно, на практике сальдо ноль почти не бывает, так как НДС постоянно «в движении», к тому же окончательная уплата НДС за текущий квартал происходит в следующем квартале. Я привожу упрощенную схему учета НДС для того, чтобы облегчить понимание, самопроверку и самоконтроль над НДС.

Кто является плательщиком НДС?

Плательщиком НДС являются ИП и ТОО (юр.лица), которые встали на учет по НДС в своем налоговом управлении. Есть условие, при котором вставать на учет по НДС нужно обязательно. Ст.568 Налогового Кодекса РК установлено: в случае, если размер оборота превышает в течение календарного года 30000-кратный размер МРП, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту нахождения заявление о регистрационном учете по НДС не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота. В 2013 году МРП равен 1731 тенге, 30000 МРП составляет 51 млн 930 тыс тенге. Налоговое управление выдает вам Свидетельство о постановке на учет по НДС, плательщиком НДС становитесь с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. При превышении установленного оборота налоговое управление поставит вас на учет по НДС обязательно, даже если вы не подадите заявление. Только могут быть штрафные санкции, поэтому лучше следить за этим самостоятельно.

Размер оборота считают нарастающим итогом с 1 января или с момента регистрации, если только открылись, до конца календарного года – 31 декабря. Если в текущем году превышения не было, на следующий год с января начинается новый отсчет оборотов с нуля. Если превышение произошло в декабре текущего года, тогда нужно вставать на учет по НДС в течение 10 рабочих дней в январе следующего года. Не подумайте, что в этом случае тоже новый отсчет с января и вас пронесет       :-)

В случае обязательной постановки на учет по НДС не имеет значения ИП вы или ТОО, работаете по упрощенке или на ОУР. Имеет значение только превышение оборота 30000 МРП. При постановке на учет по НДС вы должны подтвердить документально адрес предприятия, п.7 ст.568: «Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов: подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им); письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения. Срок между датой нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и датой ее представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней». Кроме того, проверят наличие (сданы или нет) всех форм налоговой отчетности.

После регистрации по НДС по указанному адресу придет налоговый инспектор — возможно без предупреждения — и проверит наличие вашего ТОО на месте. Если инспектор увидит закрытую дверь или людей, которые не подозревают о существовании по этому адресу вашего ТОО, вы получите электронное уведомление об этом.  В течение 30 рабочих дней вы соберете все подтверждающие документы, принесете в налоговое управление и докажете свой адрес. Если такой случай будет повторяться — вас могут принудительно снять с учета по НДС.

Любое предприятие имеет право регистрироваться и становиться плательщиком НДС добровольно, даже если его обороты не превышают установленный размер. Да, такое бывает часто. Все обязательные плательщики НДС предпочитают работать с другими плательщиками НДС, понятно почему: всем нужен зачетный НДС, чтобы платить в бюджет меньше.

При регистрации по НДС, согласно пп5 п1 ст256 НК РК: при постановке на регистрационный учет по НДС, данные лица имеют право на зачет сумм НДС по остаткам товаров (включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость) на дату постановки на учет по НДС.

При этом у вас обязательно должна быть инвентаризационная ведомость, составленная на дату постановки на учет по НДС. Вы должны поднять все приходные документы за период, когда не были плательщиками НДС, и скорректировать стоимость тех ТМЦ и ОС, в стоимость которых был включен НДС, который вы теперь берете в зачет на дату постановки на учет по НДС:

Д-т 1420   К-т 1330, 2410  выделяете НДС

А далее работаете с этими ТМЦ, ОС и НДС, как обычно.

Напоминаю, что НДС не подлежит отнесению в зачет при расчете наличными платежами, превышающими 1000 МРП.

Декларация по НДС по форме 300.00 представляется ежеквартально до 15 числа второго месяца после отчетного периода, например, за третий квартал — до 15 ноября. Срок уплаты НДС — до 25 числа второго месяца, например, за третий квартал — до 25 ноября.

Если вы становитесь плательщиком НДС, например, с 1 сентября, вы сдаете форму 300.00 за третий квартал с данными по НДС только за сентябрь месяц. На 1 сентября берете в зачет НДС по остаткам ТМЦ и ОС, а с 1 сентября — по всем полученным счетам-фактурам. Свой НДС с реализации начисляете только за сентябрь месяц.

Еще по этой теме:

About the author

Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. (Лоренс Питер)

Комментарии

Отзывов (102) на Что такое НДС”

  1. Жанна:

    Все таки как хорошо, что я попала на этот сайт :) Помню, как долго «рылась» в налоговом кодексе, чтобы найти кое какие разъяснения по НДС, а тут прочитала все на одной страничке (без ссылок на статьи как в кодексе) и все понятно. Даже жалко, что сейчас не сдаю ф.300 :)

  2. БАС бугалтер:

    Жанна, мне тоже стало удобнее на работе с моим сайтом. Такие конспекты-напоминалки написала получается, для себя и для моих читателей. Спасибо вам за отзыв.

  3. Анар:

    А мне фото понравилось, увидела заложенный смысл :-)
    НДС для макроэкономики кажется именно это, деньги- деньги и связи- связи и движение- движение…

  4. БАС бугалтер:

    Анар, благодарю за проницательность, я тоже в этой картинке сразу увидела НДС, НДС, НДС по всей стране :-)

  5. Айнур:

    Хорошо, что случайно зашла на ваш сайт. Я только изучаю бухучет и для меня здесь столько очень нужных информации. Спасибо Вам за ваш сайт

  6. БАС бугалтер:

    Айнур, спасибо за добрые слова.

  7. Нари:

    Добрый вечер Уважаемая БАС Бухгалтер! Хочу выразить благодарность за такой сайт. Очень четко и конкретно все изложено. Но я до сих пор не могу понять как фирма, где я раньше работала не стала плательщиком НДС. Ежеквартальный доход превышал 25 млн. Прошло уже 2 года, работают, никто не штрафовал.И это в Астане. Странно. До этого момента думала, что в квартал не должны превышать 30 000 мрп. Сейчас работаю в другой компании, и тут у нас превышение в 2013 г. А в квартал не превышал 30 млн.

  8. БАС бугалтер:

    Нари, если налоговая прозевала ваше превышение оборотов для постановки на НДС, у вас существует риск обнаружения этого. Последствия неприятные: ст 205 КОАП РК — Нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления в налоговый орган о постановке на регистрационный учет по НДС — влечет штраф на ИП в размере 15МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, – в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере 30 процентов от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет.
    Так что нужно соблюдать Налоговый Кодекс, не дожидаясь указаний налоговых органов.

  9. Гуляим:

    Здравствуйте, бас бухгалтер! Случайно попала на ваш сайт, искала ответ на мой вопрос. Не могла найти. Вопрос такой- наше ТОО хочет приобрести транспорт или оборудование на производственные нужды из-за границы, как при этом будет происходить налогообложение , т.е. НДС. Заранее спасибо.

  10. БАС бугалтер:

    Гуляим, в самом обычном варианте при импорте вы заплатите НДС по ГТД при таможенном оформлении, далее возьмете в зачет (плательщик НДС). В зависимости от вида и целей ввоза оборудования (не для перепродажи, а для собственных нужд) уплата НДС может быть методом зачета (не платится по ГТД), освобождение от НДС (необлагаемый оборот).

  11. Ирина:

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, ТОО плательщик НДС,СНР УД, имеет ли право брать НДС в зачет при покупке продуктов питания для офиса, бытовой химии, посуды, стройматериалов для ремонта арендуемого помещения, умывальников, межкомнатных дверей, и т.д. Дайте сылки на статьи по зачету НДС. И что может грозить в случае проверки, а точнее как это может выяснится, потому что много лет ТОО берет все это в зачет и камералка проходит и ничего не обнаруживают. Я не могу доказать директору что так нельзя.
    Подскажите как мне приходывать все это, так как с начала года много таких счет фактур полученных с НДС. В 1С 8,2 Поступление ТМЗ выбирать Ставку НДМ-без НДС.
    И еще вопрос:
    Все что купленно для уменьшения НДС, списывали актом списания в конце месяца или квартала. Так как расходы ТОО на СНР не учитываются в декларациях, они считают, что могут списывать что хотят и когда хотят, чтоб не было отстатков ТМЗ на конец года. Насколько это правомерно?

  12. БАС бугалтер:

    Ирина,
    по продуктам питания НДС в зачет не берите, так как сами продукты питания сложно отнести к производственной необходимости, и обычно их относят либо в доход работника со всеми налогами как с зарплаты (если возможно пофамильно определить кто сколько съел), либо на невычеты — что означает непроизводственность расходов.
    По бытовой химии, посуде, туалетной бумаге, мыло-полотенцам, воде питьевой — можно брать НДС в зачет, так как эти расходы необходимы для работы (производственные). Обязанность ИП или ТОО — создавать условия работникам. Подтверждение тому — Трудовой Кодекс, ст.317: 6) создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком, лечебно-профилактическим питанием, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными Правительством Республики Казахстан.
    Нормы отнесения на вычеты (что означает производственные расходы для ОУР или для упрощенки) именно по сан-гигиене не установлены, значит — сами решаем, в пределах адеквата)))
    По стройматериалам для ремонта арендуемого помещения — можно брать в зачет НДС, так как это тоже производственная нужда, даже на вычет берут те, кто на ОУР (пп4 ст122).
    Камералка не обнаруживает — потому что Поставщик выписал вам счета-фактуры и отразил их в своей 300, камералка только это стыкует. Камералка не видит для чего вы далее купили все это, может вы продукты питания потом перепродаете и это ваш Товар, тогда по ним НДС — в зачет берете. Это при живой проверке с налоговиками будете бодаться.
    «Они считают, что могут списывать что хотят и когда хотят» — в общем да, в части вычетов тут без разницы, упрощенка вычеты не делает, значит на КПН и СН это не влияет. А вот в части зачетного НДС — если подобные приобретения совсем уж несоразмерные — будут вопросы и возможные исключения НДС из зачета, тут вы правильно переживаете. Хотя делать ли супер дорогой ремонт или поставить дешевые двери — дело хозяйское, не запрещено.

  13. Ирина:

    СПАСИБО!!! СПАСИБО!!!СПАСИБО!!! Вы просто удивительной доброты и отзывчивости человек!!!! Успеха вам во всем!!! Удачи!!! Счастья!!! Меня переполняют эмоции радости когда я читаю ваши ответы))))))))))))

  14. БАС бугалтер:

    Ирина, СПАСИБО и вам за активное участие в жизни моего сайта! :-) :-) :-)

  15. Ирина:

    Добрый день! И опять я со своими вечными вопросами. Просто я совсем начинающих бухгалтер. Позвали знакомые вести ТОО и ИП на упрощенке, до меня у них бух учета как такового вообще не было. Поэтому подсказать мне не кому. А работать надо. Извините за отступление))))))
    Вопрос:
    1. Мне директор говорит оформи продукты как представительские расходы, подскажите как это оформить, если это разрешенно чтобы взять в зачет НДС? Я где то читала, что на расходы брать можно, а вот НДС в зачет, я сомневаюсь что разшенно?
    2. Получается что, со всего что разрешенно относить на расходы согласнно Нологового Кодекса, если это приобретаетя с НДС, можно брать в зачет?
    3. Неужели при проверки налоговая проверяет все счета фактуры полученные за 5 лет, их за год то тысячи?
    4. Можно ли в документе Поступление ТМЦ, занести все мелкие конц товары одной строкой, не расписывая или стройматериалы- товары для ремонта офиса на общую сумму по накладной?
    5. Получается если я буду списывать один раз в месяц все что было приобретенно, в ТОО на СНР меня за это не накажут?

  16. БАС бугалтер:

    Ирина,
    1. По представительским — подробности оформления и подтверждения в ст102 НК РК, на вычеты можно брать 1% от фонда оплаты труда, это мизерная сумма. НДС от этой суммы погоды вам не сделают, так что об этом не стоит и размышлять.
    2. Можно и так сказать, хотя именно так в НК РК не пишут, в общем-то такая идея присутствует.
    3. Если с-ф тысячи — наверное все проверить не смогут. Не знаю, как они это проделают)))
    4. В 1С — можно занести одной строкой. Но, где-то в другом виде (в первичке, на бумаге, в отчете МОЛ, в excel) должен быть учет всего этого по количеству и наименованию: сальдо+приход-расход=сальдо.
    5. За расходы не накажут (все равно это не вычеты), по НДС — мы с вами уже обсудили.

  17. Ирина:

    Доброе утро! Продолжение вопросов:
    6. Нужен ли приказ на списание приобретенных материалов? Или просто офоримить в 1С акт списания. Правильно ли выбирать в акте списание статью затрат- Материальные затраты?
    7. Нужно ли приказ на осуществление ремонта в арендуемом помещение? Основание для налоговой, что мы правомерно берем НДС в чачет по приобретенным строй материалам?

  18. БАС бугалтер:

    Ирина, вы правильно думаете, из-за НДС у вас расходы тоже должны быть оформлены надлежащим образом.
    Для списания ТМЗ на ремонт у вас должны быть утвержденные вашим руководством:
    Дефектный акт или дефектная ведомость
    Смета расходов на ремонт
    Акт приемки отремонтированного помещения.
    Ирина, вот под этой статьей http://www.buhuslugikz.ru/obshheustanovlennyj-rezhim-nalogooblozheniya-dlya-ip/
    вопрос от Над.Ив. от 27.11.2013 в 22:18 и мой ответ посмотрите.

  19. Айнур:

    Здравствуйте, Бас бухгалтер. Мы являемся плательщиками ндс. Когда выставляю с-ф на услуги 1с не правильно считает ндс, как правильно будет в закладке цены и валюта сумма вкл. ндс галочку ставить или нет? заранее спасибо.

  20. БАС бугалтер:

    Айнур, не увидев лично, затрудняюсь подсказать конкретно причину. Не бойтесь методом тыка ставить и убирать галочки и смотреть результат :-)

  21. Татьяна:

    Здравствуйте, Бас бухгалтер.Подскажите, пожалуйста,как правильно поступать с НДС при импорте товара из России.

  22. БАС бугалтер:

    Татьяна, НДС при импорте из РФ:
    1. Берете в зачет если состоите на учете по НДС
    2. Относите в стоимость приобретенных ТМЗ, если на учете по НДС не состоите.

  23. Гурам:

    Здравствуйте, Бас бухгалтер. Я ИП с 2011 г. практически сразу после регистрации встал на учет по НДС. Так как бухгалтера не имею, проконсультировавшись в налоговой, платил НДС и остальные налоги по образцу который показали. Теперь спустя 2 года меня вызывают в налоговую и говорят, что я занижал ставку по НДС. Хотелось бы узнать сколько я должен заплатить НДС и др. налоги в бюджет, если реализовал продукции в течение квартала на сумму 1000000 тенге.
    Пример который мне показали в 2011 г.
    1000000/112*12=107143 тенге (в т.ч. НДС по счет фактуре)
    1000000*0,03=30000 тенге (3% от всего оборота ипн + соц. и т. д.)
    Итого я платил 107143+30000=137143 тенге
    Теперь мне говорят, что счет фактура это для покупателя и в т.ч. ндс тоже для покупателя, а мне нужно платить все 12 % от всего оборота, т.е.
    1000000*0,12=120000 тенге
    1000000*0,03=30000 тенге
    итого 150000 тенге подлежит уплате?
    Заранее благодарю за ответ.

  24. БАС бугалтер:

    Гурам,
    если НДС в том числе, то:
    1000000/112*12=107143 сумма НДС
    892857 сумма без НДС, 107143 сумма НДС, всего 1000000 тг.
    То есть 892857*12%=107143 тг
    По Декларации 910:
    892857*3%=26786тг

    Теперь мне говорят, что счет фактура это для покупателя и в т.ч. ндс тоже для покупателя, а мне нужно платить все 12 % от всего оборота, т.е.
    1000000*0,12=120000 тенге
    1000000*0,03=30000 тенге
    Этот расчет верен в том случае, если ваша сумма 1000000 не включает в себя НДС. Правильная сумма написана в выданных вами счетах-фактурах в графах сумма без НДС, сумма НДС и Всего.

  25. Гурам:

    Еще раз здравствуйте, Бас бухгалтер.Сегодня был в налоговой, выставили мне уведомление:
    «910.00 за 2 квартал 2013 года доход по стр. 910.00.001 составил 2 510 300 тенге, вместе с тем по строке 300.00.001В НДС отражен в сумме 268962 тенге, тогда как необходимо отразить 301268 тенге (2 510 300*12%=301236) , расхождение составляет 32274 тенге, с учетом сумм НДС относимого в зачет в размере 205298 тенге, НДС подлежащий к уплате в бюджет составляет 95970 тенге (301236-205298=95938) , однако Вами отражен НДС к уплате по стр. 300.00.027 I — 63664 тенге, расхождение составляет 32274 тенге за второй квартал 2013 г.»
    Всего за 2 квартал 2013 года я реализавал товаров на сумму 2510300 тенге (с учетом НДС)
    По Декларации 910:
    2510300*3%=75309 тг — эту сумму я заплатил
    По Декларации 300:
    2510300/112*12=268960 тг сумма НДС
    2510300-268960=2241338 тг — строка 300.00.001 А оборот по реализации, облагаемый ндс
    2241338*0,12=268960 тг — это сумма ндс к уплате (строка 300.00.001 В)
    В ваших расчетах выходит, что я по 910 форме переплатил ?
    2510300-268960=2241338*3%=67240 тг
    До этого меня вызывали в НУ и говорили о том, что у меня расхождение по 910 и 300 формам, и добродушно предложили отправить доп.300 и уравновесить с 910 чтобы суммы проходили, ну а теперь нужно еще и доплатить чтобы и в бюджете не было расхождений.
    Прошу помогите, и если можно какую-нибудь ссылку на кодекс, а то я уже начинаю им верить, они ведь говорят что руководствуются буквой закона.А т.к. я не бухгалтер сопоставить им мне нечего.
    Заранее благодарю за ответ.

  26. БАС бугалтер:

    Гурам,
    да, если ваша сумма 2510300 тенге с НДС, то ваш Доход для отражения в 910 равен 2241338. Вы переплатили налоги по 910. В налоговой не видят где именно ваша ошибка: в 910 или в 300, поэтому предлагают то, что выгодно им)))
    Только вы сами знаете: ваша сумма 2510300 тенге — с НДС или без.
    Оборот без НДС по Декларации 300 должен быть равен вашему доходу по ФНО 910.
    Ссылку на Кодекс — в Кодексе не пишут так, как я))) Вы что именно хотите прочитать в Кодексе про НДС? Вот раздел про НДС — раздел 8 НК РК.
    Этот НДС, который в том числе, не понимают многие люди не бухгалтерской профессии, как и вы. Я тоже совершенный «чайник» во всех других сферах.
    Вам придется просто поверить мне, я тоже «руководствуюсь буквой закона» :-)

  27. Гаухар:

    Здравствуйте Бас Бухгалтер! Если мы не плательщики НДС, я приходую ТМЦ не учитывая НДС?

  28. БАС бугалтер:

    Гаухар, вы приходуете на ТМЦ всю сумму вместе с НДС, не выделяя НДС отдельно.

  29. Гаухар:

    Спасибо Вам Огромное Бас Бухгалтер!!!!!

  30. Аэлита:

    Здравствуйте Бас бухгалтер посоветуйте пожалуйста. У моего мужа ТОО на упрощенке, у него нету бухгалтера и он попросил меня сдавать отчеты. Методом проб и ошибок я начала сдавать отчеты Теперь мы встали На НДС и начали импорт из России С помощью GOOGLE И частных расспросов я один раз сдала уже 320,328,300,00 формы . Вот хочу бухгалтерию более профессионально вести
    Как быть и с чего начать?
    Ведь мы пока пока укладываемся в упрощенку, расходы не учитываем. Например при расчете НОБ для 328 формы я просто умножила сумму российскую на 12% без транспортных и других расходов Сказали, что так можно.
    Но вдруг нам придется перейти на ОУР хотелось бы подготовиться.
    Муж пока другого бухгалтера не хочет.
    Что вы могли бы мне посоветовать?
    Заранее благодарна Вам.
    С уважением

    ве

  31. БАС бугалтер:

    Аэлита — красивое у вас имя — «муж пока другого бухгалтера не хочет», я поддерживаю вашего мужа :-)
    Только если вам это тоже нравится. Написала вам на почту.

  32. рустам:

    Добрый вечер Бас бухгалтер! уменя такой вопрос квам зачем при постановке на учет НДС требуют документ подтверждающий на право собственности?

  33. БАС бугалтер:

    Рустам, такой документ требуют для того, чтобы адрес плательщика НДС был настоящий, не придуманный, якобы это гарантирует реальность и доступность плательщика НДС по этому адресу. НДС — как бы такой серьезный налог, ведь его не только предприятия платят в бюджет, но и наоборот: зачет НДС — бюджет должен предприятиям. В некоторых случаях бюджет даже возвращает НДС предприятиям деньгами. Вот чтобы мы у бюджета не забрали этот НДС и не скрылись, нас строго закрепляют по адресам.

  34. Алишер:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, из за не сдачи свое временной отчетности налоговая изъяла у ТОО рег.учета по НДС. Фирма занимается грузоперевозками. Объяснили чтобы восстановить НДС нужно ждать 2 года или превысить годовой оборот свыше 30000МРП. Вопрос: как далее работать фирме без НДС и возможно ли это, и как сдавать налоговую отчетность? Заранее спасибо.

  35. БАС бугалтер:

    Алишер,
    все правильно разъяснили в налоговой. Дальше ваше ТОО не должно сдавать декларацию 300.00, не будет начислять себе НДС и брать его в зачет.

  36. Гаухар:

    Добрый день БАС бухгалтер. Помогите пожалуйста мне с таким вопросом: наше ТОО берет объем у крупных строительных компаний на оказание строительно-монтажных работ, а они с нами расчитываются квартирами (по договору), при этом не выставляют счет-фактуру, мы при получении квартиры продаем частному лицу по накладной без НДС (оборот, освобожденный от НДС) и пробиваем чек. Правомерны ли наши действия? Заранее благодарю за ответ.

  37. БАС бугалтер:

    Гаухар,
    «они с нами рассчитываются квартирами (по договору), при этом не выставляют счет-фактуру» — неправильно. Счет-фактуру выставлять должны, просто денег вам не должны перечислять за работы. Как же вы приходуете себе квартиры без документов? И как потом списываете при продаже?
    «Мы при получении квартиры продаем частному лицу по накладной без НДС (оборот, освобожденный от НДС) и пробиваем чек» — что значит при получении? Ваше ТОО сначала само получает квартиры, а потом продает физлицу? Если так, то у вас все правильно.

  38. Данияр:

    Горячо приветствую собственника сайта! Давно не писал, но бываю часто. Пока все было понятно из той информации что выложена на сайте.
    Но теперь возник вопрос. Можно ли сняться с НДС через год с момента постановки на учет? Если доходы уменьшились значительно
    Спасибо за ответ.

  39. БАС бугалтер:

    Данияр,
    посмотрите п1 ст571 и вы увидите, что для снятия с учета по НДС, ваше ТОО должно в течение предыдущего календарного года (с 1 января по 31 декабря) не превысить 30000 МРП. Для выполнения этого условия времени должно пройти все-таки более одного календарного года — не 12 месяцев с любого месяца по любой, а 12 месяцев именно с 1 января по 31 декабря.

  40. Гульбану:

    Здравствуйте Бас бухгалтер,
    1. Наша компания оплачивает другим ТОО в РК авиабилеты, вип-услуги, проживание, транспортные расходы иностранного сотрудника. А также возмещает этому же сотруднику-нерезиденту авиабилеты, проживание по счетам, квитанциям, чекам выписанным в Китае. Являются ли эти расходы компании оборотом по НДС , выполнением работ, оказание услуг работодателем работнику в счет заработной платы ( ст 231 п2 пп3)? Хотя эти услуги оказаны не нами, то есть третьими сторонами.
    2. Будет ли передача денежных средств в рамках оказания спонсорской помощи облагаться НДС ? В ст 231 п1 написано про товар, а в п 2 — про любое выполнение работ и оказание услуг., в т.ч. безвозмездное. Здесь нет товара, нет услуг, а только имущество в виде денег. На сайте http://www.uchet.kz/question/detail.php?EID=133914&icon=Y&sphrase_id=730576 ответили, что деньги переданные на спонсорскую помощь являются оборотом по НДС. Но я сомневаюсь. Можете развеет мои сомнения? Заранее благодарю за вашу помощь.

  41. БАС бугалтер:

    Гульбану,
    1. «Являются ли эти расходы компании оборотом по НДС, выполнением работ, оказание услуг работодателем работнику в счет заработной платы (ст 231 п2 пп3)? Хотя эти услуги оказаны не нами, то есть третьими сторонами.» — нет, не являются, ведь в пп3 п2 ст231 так и написано: выполнение работ, оказание услуг РАБОТОДАТЕЛЕМ работнику в счет заработной платы.
    Таковые расходы будут налогооблагаемым доходом работника-нерезидента: п2 ст163, пп4 ст164, пп4 ст165. И, после обложения всеми налогами (как с зарплаты), ТОО берет на вычеты как «Расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физлицам» (ст 110).
    2. «В ст 231 п1 написано про товар, а в п 2 — про любое выполнение работ и оказание услуг, в т.ч. безвозмездное. Здесь нет товара, нет услуг, а только имущество в виде денег.» — Я абсолютно согласна с вами, именно поэтому — деньги это не товар, не услуга, не работа, а имущество — не нужно притягивать за уши сюда НДС. На том же Учет.КЗ я видела ответы других не менее уважаемых специалистов (н-р, Абдуллаева — гл.специалист управления разъяснения налогового закон-ва, отвечает 27.07.2014), мнение которых совпадает с нашим: НДС не облагаем))).
    http://uchet.kz/question/detail.php?EID=160969&icon=Y&sphrase_id=770639

  42. Жанна:

    Здравствуйте БАС бухгалтер!
    Работаю в ТОО на общеустановленном режиме. С налоговой инспекции мне пришло уведомление о том, что СГД согласно представленной ф. 100.00 выше, чем общий оборот по реализации по ф.300.00, подскажите пожалуйста с чего начать самопроверку?

  43. БАС бугалтер:

    Жанна,
    проверяете какие такие доходы от реализации вошли в 100, а какие — в 300. У вас доходы по 100 больше? Значит у вас были доходы необлагаемые НДС, освобожденные от НДС? Или такое расхождение могло быть за счет курсовых разниц, в том числе при применении разных курсов на разные даты по 100 и по 300 при импорте-экспорте. Или может просто ошибка бухгалтера?

  44. Данияр:

    БАС бугалтер большое спасибо

  45. людмила:

    Здравствуйте БАСбугалтер! Подскажите пожалуйста может ли ИП по патенту работать с НДС?

  46. БАС бугалтер:

    Людмила,
    не встречала ИП по патенту — плательщиков НДС)))
    Но запретов становиться на учет по НДС добровольно для таких ИП нет.

  47. Людмила:

    Добрый вечер всем!!!Подскажите пожалуйста такой вопрос :ТОО не является плательщиком НДС ,в рамки 30000 мрп помещается по своей основной деятельностью ,но тут руководитель решает продать оборудование при продаже которого весь оборот по ТОО превысит 30000МРП ,а от продажи данного оборудования дохода не будет (фиксированный актив) ,нужно ли в данной ситуации ТОО становиться на регистрационный учет в качестве плательщика НДС

  48. БАС бугалтер:

    Людмила,
    ст 568 п2 говорится о превышении оборота, а также о том, что включается в этот оборот: Для целей постановки на регистрационный учет по НДС оборот налогоплательщика включает оборот, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 настоящего Кодекса:
    1) по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в РК;
    2) по приобретению от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в РК…
    Место реализации работ, услуг определяется в соответствии со статьями 236 или 276-5 настоящего Кодекса.
    Что считать оборот по реализации определили ст231, ст.230 п1, а также п3 «Для целей настоящего раздела к товарам относится имущество». Вы продали ОС — т.е. имущество, образовался оборот по реализации (ст230, ст231), который превысил 30000МРП — надо вставать на учет по НДС.
    А то, что нет дохода от продажи ФА — это для других целей, это для целей КПН, а не НДС. НДС интересует оборот от реализации, а не доход в данном случае.

  49. Dinara:

    Здравствуйте Бас бухгалтер!
    Я начинающий бухгалтер ИП. Пожалуйста помогите!
    У меня к Вам такой вопрос.
    ИП применяющий СНР на УД, в этом месяце у нас идёт превышение минимум оборота 30000 МРП.
    Мы обязаны встать на учет по НДС? Так как мы работаем по упрощенке и не ведем учет расходов, значит и не будет НДС в зачет? Из этого получается мы должны будем либо вести учет расходов либо платить НДС в полном объеме 12%?

  50. БАС бугалтер:

    Dinara,
    ИП на упрощенке, который состоит на учете по НДС — плательщик НДС — не освобождается от ведения бухучета. Такой ИП обязан вести бухучет, а значит с зачетным НДС и с расходами у вас все должно быть в порядке, начиная с даты постановки на учет по НДС.

  51. Марина:

    Добрый день. подскажите пож-та, по форме 300. (ТОО на упрощенке, плательщики НДС) какие обороты я должна показывать в строке 300,00,005??? т.е. например, мы участвовали в тендере, отправляли «обеспечение тендерной заявки», не выйграли, сумма вернулась, это не считается нашим доходом, но в оборот я ее включаю? или например, учредитель вносил временную фин.помощь, с возвратом, тоже доходом ТОО не является, а оборотом, да? или, например, покупка ин.валюты, для последующего выкупа товаров у нерезидента? эти суммы куда относить в форму 300? и надо ли вообще? курсовые разницы от конвертации? как с ними обстоят дела?
    и еще вопрос, если вышеперечисленные суммы нужно показывать в форме 300, никак ли это не повлияет на строку 910.00.001 Доход, из 910 формы? в строке 910.00.001 Доход, я показываю только сумму от реализации, за минусом НДС?
    Заранее спасибо.

  52. БАС бугалтер:

    Марина,
    обеспечение тендерной заявки — не доходы и не вычеты, а просто движение денег туда-сюда (просто временная дебиторка). Это не реализация, в ФНО 300 не отражаете. В 910 — не включаете.
    Временная финпомощь — сумма самого займа не включается в 300. А вот несуществующие проценты — нехорошая тема, налоговики могут включить и в доход в 910 (по среднерыночному курсу банковских займов) и начислить НДС, тогда в 300-ку включить. Будете ли вы считать и включать самостоятельно — решение за вами.
    Покупка инвалюты и курсовые разницы (КР) — в 300 не включаете. Превышение +КР над -КР за отчетный год не включаете в 910, но включаете как доход в форму 100, которую сдаете в этом случае, даже будучи на упрощенке и платите КПН по форме 100 по этому виду дохода (п4 п5 ст427).
    Что же включать в строку 05 формы 300.00 — смотрите приложение 2 к форме 300.

  53. Марина:

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

  54. Диана:

    Здравствуйте Бас бухгалтер, у меня такой вопрос, имеет ли право предприятие, снятое с учета по НДС, сдать дополнительные декларации по НДС за период до снятия с учета. Сняты с учета в 2013 году, дополнительные отчеты хотим сдать в 2014 году за 2012 год. В допке — обороты и по начислению и по зачету НДС. Заранее благодарна.

  55. БАС бугалтер:

    Диана,
    да, вы можете сдавать допики в 2014 году к очередным декларациям по НДС, сданным в 2012 году.

  56. Корлан:

    Добрый день. Меня интересует такой вопрос: Наше ИП на ОУР со следующего года планирует снятие с регистрационного учета по НДС, но на начало следующего года останутся не списанные материалы, мы их приходовали с НДС, а как мы их теперь будем списывать с НДС или без. Нужно ли составить какие-либо инвентаризационные ведомости на момент снятия с учета по НДС. Заранее спасибо за ответ.

  57. БАС бугалтер:

    Корлан,
    ст230 п2 — Остатки товаров (в том числе по основным средствам, нематериальным и биологическим активам, инвестициям в недвижимость), по которым налог на добавленную стоимость был отнесен в зачет в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, при снятии лица с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость являются облагаемым оборотом.
    Да, вам надо будет составить инвентаризационную опись (для подтверждения остатков). Для целей НДС выделяете ТМЗ, ОС, которые вы покупали с НДС, т.е. брали НДС в зачет, и только на них теперь начисляете НДС: Дт1300 ТМЗ, 2410 ОС Кт3130 НДС. У вас увеличится стоимость ТМЗ и ОС, в дальнейшем, по мере списания ТМЗ и по мере начисления амортизации, вычеты будут уже по новой стоимости (с НДС).
    Вы пишете «на начало следующего года останутся не списанные материалы, мы их приходовали с НДС» — почему вы приходовали их с НДС? Ведь вы же плательщики НДС. Если вы все же приходовали их с НДС, т.е. по ним не брали НДС в зачет, то начислять на них НДС не будете (при снятии с учета по НДС).

  58. Динара:

    Здравствуйте, Бас бухгалтер! Замечательный сайт Вы создали. Наткнулась на него случайно в поисках информации для открытия ТОО. Хотя я не бухгалтер, но с интересом читала переписку: отвечаете доступно, с примерами, чувствуется по тексту желание помочь, донести до человека информацию. Полезное для себя почерпнула, на работе сталкиваюсь с бухгалтерией. Посоветую Ваш замечательный сайт своей дочке-студентке (бухучет и аудит). Большое спасибо Вам! Здоровья и благополучия, процветания!

  59. Корлан:

    Здравствуй Бас бухгалтер. Спасибо за подробный ответ по снитию с регистрационного учета по НДС. Мне не ясен такой момент: мы начисляем НДС по остаткам товаров и баллансовой (остаточной) стоимости ОС на день снятия с учета по НДС и эту сумму должны вернуть в бюджет. В какой строке ликвидационной 300.00 формы мы должны отразить сумму возврата? (только в 300.00.001 оборот по реализации, облагаемый оборот или еще в каких-нибудь приложениях). Так мало информации по этому вопросу, когда обращаешься в НК нормально объяснения не можешь получить. И еще, чтобы в дальнейшем не было недоплаты НДС и налоговых штрафов, на что нужно обратить внимание при возврате НДС? Заранее спасибо за ответ.

  60. БАС бугалтер:

    Корлан,
    да, ваш НДС отражаете по строке 300.00.001 и все.
    «На что нужно обратить внимание при возврате НДС?» — возвращаете в бюджет НДС только по тем ТМЗ и ОС, которые вы в свое время приобрели с НДС (НДС взяли в зачет), п2 ст230.

  61. Гуля:

    Здравствуйте , Бас бухгалтер. Прошу помогите разобраться с ситуацией , срок до завтра. Налоговики «атакуют» встречная проверка. мы перевозчики выставляем с/ф по о% международка и 12% по РК. Они говорят что вся реализация по 0 ставке и 12 % ставке мы должны заполнять в форме 300,00 в приложении 300.07. Я заполняю приложение 300.07.только реализацию с НДС. Подскажите пожалуйста, помогите. Спасибо Вам

  62. БАС бугалтер:

    Гуля,
    налоговик прав — в реестр 7 вам надо включать счета-фактуры с 0% НДС тоже. Так как 0% — это тоже с НДС (а не без НДС), только ставка не 12%, а 0%.
    Если ваше ТОО — экспедитор, то в графе «В» должны выбрать букву «Э». Правила составления формы 300:
    «в графе В указывается заглавными кириллическими буквами статус поставщика. Данная графа заполняется в случае реализации товаров, работ, услуг по договорам комиссии, поручения, транспортной экспедиции, финансового лизинга, в рамках договоров о совместной деятельности. Если поставщиком является комитент указывается статус «К»; комиссионер – указывается статус «М»; доверитель – указывается статус «Д»; поверенный – указывается статус «П»; экспедитор – указывается статус «Э»; лизингодатель – указывается статус «Л». Если реализация товаров, работ, услуг осуществляется в рамках договоров о совместной деятельности поставщиком-участником (+ами) договора о совместной деятельности, то в данной графе указывается статус «С»».

  63. Индира:

    Добрый день! У нас ТОО состоит на учете по НДС. Нам Российская компания оказала услуги (без НДС). У меня вопрос как правильно заполнить Ф.300.00. Указать в строке товары и услуги приобретенные без НДС или же услуги оказанные от нерезидента. Спасибо.

  64. БАС бугалтер:

    Индира,
    по услугам от нерезидента, посмотрите, не возникает ли у вашего ТОО обязательство по уплате НДС за нерезидента (с последующим зачетом)
    http://www.buhuslugikz.ru/mesto-realizacii-uslug-nerezidenta-dlya-nds/
    В ФНО 300.00:
    1) если ваше приобретение все-таки без НДС, то строка 015;
    2) если НДС за нерезидента возникает, то строка 014 и приложение 300.05.

  65. владимир:

    здравствуйте! скажите пожалуйста,что выгоднее, платить налоги или спонсорская помощь детским спорт. школам? заранее спасибо!

  66. БАС бугалтер:

    Владимир,
    по спонсорской помощи есть такая небольшая льгота:
    сумма спонсорской и благотворительной помощи в размере 3% от налогооблагаемого дохода (НОД) — не облагается КПН. Что это значит?
    Пример:
    По итогам года, НОД составил 1 000 000 тенге, без спонсорства КПН составит 1000000*20%=200000 тенге.
    3% от НОД равны 1000000*3%=30000 тенге. КПН с учетом данных 3% равен (1000000-30000)*20%=194000 тенге. Если на спонсорство потрачена сумма, превышающая 3%=30000 тенге, остальная часть должна быть из чистой прибыли (после уплаты КПН).
    Пп1 п1 ст133 НК РК об этом.
    Обратите внимание на то, что обязательно наличие решения налогоплательщика и письменное обращение получателя помощи. Также в пп13 п1 ст12 НК РК — определение спонсорской помощи, пп24 п1 ст12 — благотв.помощи.

  67. Lana:

    Здравствуйте, БАС бухгалтер! Спасибо за ваш сайт, за ваш профессионализм и за отзывчивость. не могли бы Вы ответить на вопрос:
    Освобождается ли ТОО от уплаты НДС при реализации импортного товара — стоматологических имплантатов (материал медицинского назначения). Заранее спасибо!

  68. БАС бугалтер:

    Lana,
    ст.254 п.1 НК РК освобождает от НДС обороты от реализации товаров в сфере медицинской деятельности. Чтобы вы точно знали, подпадает ли под эту статью и освобождение от НДС, ваш товар — стом.имплантат — п2 ст254 уточняет, что перечень таких товаров утверждает Правительство РК — изучите этот перечень (Постановление №133 от 11 февраля 2009 года, только ищите с самыми свежими изменениями). Вот тут я вам нашла:
    http://adilet.zan.kz/rus/docs/P090000133_

  69. Макс:

    Материальный ущерб облагется ли НДС

  70. БАС бугалтер:

    Макс,
    НДС, взятый в зачет по товарам при их приобретении, подлежит исключению в случае их порчи или утраты — пп2 п1 ст258 НК РК. Пункт 2 этой статьи уточняет: для целей настоящей статьи порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.
    Под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством РК.
    Пункт 3 ст258 «корректировка сумм налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится в том налоговом периоде, в котором наступили случаи, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи».
    Корректировка зачета НДС отражается по строке 300.00.022, в которую переносится из приложения 300.06.

  71. Zara:

    Здравствуйте Бас бухгалтер, помогите пожалуйста разобраться в слудующем вопросе. Наша фирма оказывает ремонтные услуги другой фирме на основании договора. а заказчики просрочили оплату. теперь нужно им выставить пеню за просрочку оплаты. Скажите пожалуйста каким документов ее им предъявить: счет фактура или счет на оплату? Выделять НДС надо, или нет? и как эту сумму отразить в 1С? Заранее Вам спасибо.

  72. БАС бугалтер:

    Zara,
    на пеню выписываете только счет на оплату, без счета-фактуры. В форме 300.00 сумму пени не отражаете. Пеня — это санкция, а не реализованный товар или услуга.

  73. Нурик:

    Спасибо вам за все!!

  74. Айсулу:

    ИП на упрощенке,с 01.01.2016-какой оборот обязывает встать на учет по НДС?

  75. БАС бугалтер:

    Айсулу,
    оборот для постановки на учет по НДС с 1 января 2016 года не менялся, остался прежний предел в размере 30000 МРП.
    А вот с 1 января 2017 года размер оборота для постановки на учет по НДС понижен очень существенно и составит всего лишь 3234 МРП.
    Есть вероятность, что в 2017 году НДС вообще отменят, вместо него введут новый «Налог с продаж».

  76. Галия:

    Спасибо вам большое, очень выручили. Интересовал вопрос о возможности одновременно применять СНР и быть плательщиком НДС.

  77. Айнуржан:

    Доброе утро, Бас Бухгалтер!
    Спасибо, что Вы есть у нас.
    В 2012 году лжепредприятие, признанным решением суда, оказывали нам услуги, по уведомлению откорректировали НДС и КПН. После бухгалтерских корректировок по лжепредприятию открылась дебиторская задолженность на сумму поступивших от поставщика услугов.
    Вопрос:
    Как закрыть дебиторскую задолженность, возникшую по лжепредприятию?
    Заранее спасибо!)))

  78. БАС бугалтер:

    Айнуржан,
    согласно НК РК, по лжепредприятиям: расходы не подлежат вычету, НДС не подлежит отнесению в зачет. НК РК или уведомление налоговых органов не говорят о том, что нужно сторнировать все сделки со лжепредприятием, а требуют произвести корректировку КПН и НДС с уплатой с пеней. К тому же, скорее всего, ваше ТОО на самом деле совершило реальные сделки с предприятием, которое потом признали лже. Поэтому расходы по лже остаются расходами по бухучету, не идущими на вычеты по декларации 100.00. Все взаиморасчеты между ТОО в бухучете остаются, никто не требует их убирать, деньги перечислены, оплата прошла, поэтому никакие дебиторские задолженности не возникают.
    Проводка по корректировке КПН дается в 2015 или 2016 году (когда там получили уведомление о лже):
    Дт5520 Прибыль (убыток) предыдущих лет Кт3110 КПН.
    Проводка по корректировке зачета НДС: Дт5520 Кт1420 НДС.
    Проводка по начислению пени (на вычеты не берете): Дт7470 Кт3130,3110 — пени по КПН, пени по НДС.

  79. Гульшара:

    ИП (упрощенная форма, не плательщик НДС) реализовала товар ТОО (плательщик НДС) 07.08.2015 г. на сумму 250000 тг., а 15.09.2015 года ТОО произвели возврат данного товара без НДС. Правильно ли ТОО оформил возврат товара без НДС?

  80. БАС бугалтер:

    Гульшара,
    да, ТОО правильно оформило возврат «без НДС», ведь для ТОО это не реализация, а возврат Товара, приобретенного без НДС у неплательщика НДС.

  81. Роза:

    Здравствуйте. Как Вы умудряетесь отвечать такому количеству «любознательных»?! Очень неудобно еще усложнять Вашу жизнь, все же спрошу. Выяснилось, что девочка-бухгалтер не поставила в зачет суммы НДС, уплаченные при возе товара из РФ в 2012 году и суммы НДС по приобретенным товарам в РК в 2013 году. Что теперь с ними делать? Сдать допки с приложениями и текущие платежи по начисленному НДС уменьшить на эти суммы или писать заявление на возврат? Буду очень благодарна, если умудритесь ответить еще и мне.

  82. БАС бугалтер:

    Роза,
    вам надо сдать дополнительные декларации с приложениями и отразить НДС в зачет в своем периоде. После разноски допиков на лицевой счет, ваша сумма НДС к уплате скорректируется, т.е. с учетом зачетного НДС будете платить меньше за текущий период. Уменьшить текущие платежи по НДС по-другому — не получится. Про заявление на возврат — не поняла вас, возврат деклараций? или возврат НДС? И тот и другой случай — не ваш.

  83. Динара:

    Бас бугалтер, Добрый день! ТОО работало без НДС, были поступления услуг с НДС от арендодателя и дизайн логотипа и от банка, как провести данные сф в 1с .

  84. БАС бугалтер:

    Динара,
    ТОО не являющийся плательщиком НДС, проводит все документы в 1С, не выделяя НДС отдельно. НДС включает в стоимость полученных товаров, работ, услуг. В 1С в Учетной политике (налоговый учет) не ставите галочку «Плательщик налога на добавленную стоимость», тогда все документы в 1С не будут содержать счета учета НДС (1420 и 3130). Саму счет-фактуру (хоть с НДС, хоть без НДС) вводите через документ «Поступление ТМЗ и услуг», проводки у вас сформируются без НДС, НДС включится в цену товара или услуг. Как неплательщик НДС, не сдающий ФНО 300, можете в 1С счета-фактуры не вводить вообще.

  85. Альбина:

    Здравствуйте! спасибо огромное за Вашу помощь и ответы! Возможно немного не по теме, но все таки спрошу. Есть ли какая то специфика при начислении и уплате ндс при торговле предметами искусства? Заранее спасибо.

  86. БАС бугалтер:

    Альбина,
    при условии, что ваше предприятие является обычной ТОО-шкой или ИП-шкой, которое занимается обычной купи-продай, и предметы искусства для вас «товар» (куплены с целью перепродажи) — особенностей и специфики по НДС нет.

  87. Марина:

    Здравствуйте! У меня возникли разногласия с другим бухгалтером. нам реализовали товар на сумму больше 1000 мрп. они ТОО мы ИП на ОУР. оплата прошла наличными. я считаю что ндс мы брать в зачет не можем. она говорит что данное ограничение распространяется только на юр.лиц.
    и еще можем мы исправить это если нам вернут деньги а мы перечислим их безналом? тогда сможем взять в зачет?

  88. БАС бугалтер:

    Марина,
    вы правы, запрет на зачет НДС по наличным расчетам свыше 1000МРП относится ко всем — ИП и ТОО. Только на юрлиц распространяется то, что запрещен наличный расчет свыше 1000МРП между ними. Расчет наличными между ТОО и ИП — сумма не ограничена. Это разные виды запрета — сам расчет наличными это одно, а запрет на зачет НДС это другое.
    Считаю, что при возврате денег и повторной оплате безналом ситуация исправится, особенно если движение наличных денег туда-сюда вообще не привяжете к расчетам по этой сделке. Ну, типа совсем по другой сделке отдавали деньги, в итоге сделка не состоялась и деньги вернули. А даже если и по этой сделке — в итоге имеет место безналичный расчет.

  89. Ольга:

    ДД, подскажите пожалуйста ответ на вопросы :
    1. TОО не плательщик НДС, в ноябре превысит минимум для постановки на НДС. До 10 декабря подать должно будет заявление на постановку, с 01 января 2017 будет являться плательщиком НДС. Разницу между минимумом и получившимся в ноябре доходом нужно будет облагать НДС и в каком отчете ее отражать?
    2. TОО не плательщик НДС до конца 2016 года получит два аванса, превышающие минимум для постановки на НДС, а акт вып.работ, превышающий этот минимум, подпишет в следующем году и остаток суммы по договору после подписания акта. В каком году возникнет обязательство по постановке на НДС в 2016 или в 2017.
    Заранее спасибо за ответы.

  90. БАС бугалтер:

    Ольга,
    1. ТОО будет облагать НДС свою реализацию, которая по методу начисления произойдет, начиная с 1 января 2017 года. Форма 300 первоначальная будет за 1 квартал 2017 года. Реализация за ноябрь и декабрь 2016г. — НДС нет, и формы 300 нет. Разница в ноябре — НДС нет, формы 300 нет.
    2. Авансы — деньги — не приводят к возникновению оборотов по НДС. По методу начисления реализация будет в 2017 году, следовательно, постановка на учет по НДС возможна в 2017 году при достижении минимума 30000 МРП. Государство хотело снизить минимум для НДС до 3234 МРП с 1 января 2017 года. Но, вроде как теперь родина решила, что этот срок переносится и в 2017 году минимум остается прежний в 30000 МРП.
    http://www.buhuslugikz.ru/metod-nachisleniya/

    Ольга, я ответила вам, исходя из того, что речь идет об оказании каких-то обычных вашим ТОО. Если же речь идет о доходах от аренды — тогда условия по дате оборотов по НДС совсем другие, тогда может действовать кассовый метод, в котором дата и сумма аванса имеют значение.

  91. Маржан:

    Бас бухгалтер, добрый день! У нас фарм. деятельность ( розничная торговля- аптека) Согласно НК РК ст.254 реализация лекарств.средств освобождаются от налога НДС. Недавно пришло уведомление о том, что размер оборота за 2015г. превысил минимум оборота, но отсутсвует постановка на рег.учет по НДС. Потому что в 100 форме за 2015г. я показала общий оборот: реализация медикаментов, которые освобождаются от налога НДС и реализация БАДов и прочих товаров, которые облагаются НДС. Но я же должна контролировать оборот по реализации товаров за исключением медикаментов? То есть если реализацию мед-ов не брать в счет, наш оборот не превышает минимум для НДС и нет необходимости вставать на учет? Или все-таки мы должны были подать заявление на НДС?

  92. БАС бугалтер:

    Маржан,
    совершенно верно, при определении размера оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС, исключаете ваш освобожденный оборот согласно ст.254 НК.
    Об этом говорится в пп2-1 ст.568, со ссылками на другие статьи НК, подтверждающими исключение освобожденного оборота.
    Вам надо написать пояснение на уведомление с объяснением вашей правоты. Пояснение должно соответствовать п2-1 статьи 587 НК.

  93. Наталья:

    Добрый день. ТОО плательщик НДС оказывает благотворительную помощь в виде ремонта здания школы.Стройматериалы выписываются на ТОО. Как быть с НДС по приобретенным стройматериалам? НДС брать в зачет? По окончании работ школе выписать счет-фактуру на услуги ремонта?
    Очень надеюсь на Вас БАС бухгалтер.

  94. БАС бугалтер:

    Наталья,
    согласно п2 ст231 НК — Оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное. Следовательно, ваш благотворительный ремонт будет для вас облагаться НДС, вы выписываете счет-фактуру школе. На какую сумму будет ваша счет-фактура? Статья 238 «Размер облагаемого оборота», п2-1 «размер облагаемого оборота безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется исходя из стоимости товаров, работ, услуг, использованных на выполнение таких работ, услуг, при приобретении которых НДС был отнесен в зачет«.
    Для выполнения ремонта школы вы покупали стройматериалы с НДС, услуги других организаций с НДС, весь это НДС в зачет берете (так как товары и услуги использовались в целях облагаемого оборота, ведь ваш бесплатный ремонт — облагаемый оборот) — вот эти расходы и есть для вас «размер облагаемого оборота» или сумма вашего счета-фактуры. Если же вы еще покупали материалы и услуги у неплательщика НДС, а значит, зачетного НДС нет, то эти расходы в сумму вашего счета-фактуры не включаете, это не есть облагаемый оборот для вас.
    Также ремонт школы включает услуги вашего предприятия (зарплата ваших рабочих, амортизация ваших ОС), тут тоже нет зачетного НДС, значит, эти расходы тоже не ваш облагаемый оборот, в счет-фактуру не включаете.

    Примерные проводки (для ориентира, у вас может быть ваша несколько иная учетная политика, иные счета):
    Дт1310 Материалы Кт3310 Поставщик 1000
    Дт1420 зачет НДС Кт3310 Поставщик 120
    Дт8110 Услуги для ремонта школы Кт3310 Поставщик 2000
    Дт1420 зачет НДС Кт3310 Поставщик 240
    Дт8110 Списания материалов на ремонт школы Кт1310 Материалы 1000
    Дт8110 Зарплата по ремонту школы Кт3350 Зарплата 3000
    Дт8110 Амортизация по ремонту школы ОС Кт2420 Амортизация ОС 180
    ИТОГО стоимость материалов и работ на ремонт школы (дебет счета 8110): 2000+1000+3000+180=6180
    Облагаемый оборот по НДС: 1000+2000=3000 (материалы и услуги, приобретенные с НДС)
    Счет-фактура на сумму 3000+360=3360 (360 это НДС 12% от 3000)

    Проводки по безвозмездной реализации школе:
    Вариант 1
    Дт1210 Школа Кт6010 Доход от реализации 3000
    Дт1210 Школа Кт3130 НДС 360
    Дт7470 Прочие расходы Кт1210 Школа 3360 (списание расходов на благотворительный ремонт)
    Дт7010 Себестоимость Кт8110 Расходы по ремонту школы 6180

    Вариант 2
    Дт1210 Школа Кт6010 Доход от реализации 6180
    Дт1210 Школа Кт3130 НДС 360
    Дт7470 Прочие расходы Кт1210 Школа 6540 (списание расходов на благотворительный ремонт)
    Дт7010 Себестоимость Кт8110 Расходы по ремонту школы 6180

    Вариант 3
    Дт7210 Невычеты Кт3130 НДС 360
    Дт7010 Себестоимость Кт8110 Расходы по ремонту школы 6180

    По КПН — на вычеты расходы по ремонту школы не берете, пп9 ст115 (в примере сумма Дт7010 6180 тенге, а также Дт7470 сумма 3360 тенге, или 6540 тенге).
    По КПН в доход — также не берете, пп3 п2 ст84 (в примере Кт6010 сумма 3000 тенге, или 6180 тенге).
    Можете применить уменьшение НОД на 4 % по статье 133.

  95. Александр:

    » Государство хотело снизить минимум для НДС до 3234 МРП с 1 января 2017 года. Но, вроде как теперь родина решила, что этот срок переносится и в 2017 году минимум остается прежний в 30000 МРП.»(с)
    Добрый день! очень интересует этот вопрос!! все пытаюсь найти ответ: будет иль нет? откуда у Вас такая информация?где можно прочитать об этом?
    заранее благодарен!

  96. БАС бугалтер:

    Александр,
    эта информация пока в проектах и предложениях, точно будем знать только в конце года, когда утвердят эти и другие изменения в НК.

  97. Гульнара:

    Почему уплаченный НДС не берут на расходы при сдаче формы 100.00 ?

  98. БАС бугалтер:

    Гульнара, НДС — это косвенный налог, вообще не является расходами налогоплательщика. Только в отдельных случаях НДС относится на расходы, эти случаи перечислены в п.12 ст100 НК. Это, например, «плательщик налога на добавленную стоимость вправе отнести на вычеты налог на добавленную стоимость:
    1) не подлежащий отнесению в зачет, при применении пропорционального метода отнесения в зачет в соответствии со статьями 261 и 262 настоящего Кодекса»

  99. НУРГУЛЬ:

    Здравствуйте БАС БУХГАЛТЕР!!!!
    ПОМОГИТЕ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА???!!!
    Обращаюсь к вам не первый раз, спасибо за ответы. У меня в программе 1 с 8 при закрытии квартала , не закрываются счета 1420,3130. сальдо висят и там и там. В чем может быть причина??? Может у кого то были такие проблемы с 1С. Заранее БЛАГОДАРЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  100. БАС бугалтер:

    НУРГУЛЬ,
    такое бывает, когда у вас есть уплата НДС деньгами (Дт3130 НДС Кт1030 Банк), и это нормально, так как 1С по идее (в соответствии с налоговым учетом НДС) производит уменьшение НДС к уплате на сумму зачетного НДС. А оплата деньгами — это не зачетный НДС, это деньги.
    Если зачетный НДС превышает, то счет 3130 обычно обнуляется, а дебет 1420 остается. Если же у вас есть оплата деньгами, то эта сумма остается на месте (на счете 3130) и не перекидывается куда-то в дебет 1410 автоматически. Если вы хотите — перекинете вручную, но лучше не надо, скорее всего, потом все придет в норму, в последующих периодах. Можете разве что в конце года для финотчетности красное сальдо перебросить.

  101. Амина:

    Добрый день, БАС Бухгалтер!

    Мы планируем открывать ТОО и заниматься ввозом косметики (крема, шампуни, сыворотки) в Казахстан из Чехии для последующей продажи розничным покупателям в магазине.
    Подскажите, пожалуйста, НДС 12% будет подлежать уплате сразу на границе при растаможке? Должны ли мы будем платить дополнительно НДС с разницы между ценой закупки и реализации? И будет ли уплаченный на границе НДС идти в учет?

    Заранее спасибо!

  102. БАС бугалтер:

    Амина,
    отвечаю исходя из предположения, что выше ТОО является плательщиком НДС (состоит на учете по НДС).
    Да, при импорте товара из Чехии, при растаможке, ТОО платит НДС сразу. Этот уплаченный НДС в дальнейшем ТОО берет в зачет. Да, ТОО платит НДС от реализации товара. Нет, не с разницы между ценами закупки и реализации, а со всей суммы реализации. Но, так как вы берете в зачет НДС, уплаченный при импорте (как бы НДС с цены покупки), то арифметически можно ориентироваться, что НДС к уплате в бюджет будет как бы «с разницы между ценой закупки и реализации».

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.


Plugin Sponsor Vel Tech
Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides
счетчик для сайта